Что должны уметь и знать архитекторы поколения Z

Вызовы, которые ставит перед архитекторами современная городская среда, стремительно меняются: для ответа на них требуются новые компетенции и комплексный междисциплинарный подход. Архитектурные вузы не всегда успевают за изменениями в профессии, которые требуют внедрения новых практик и работы с новыми технологиями.

В рамках фест-форума «Российской креативной недели - Сибирь» 26 ноября прошла дискуссия о дополнительном образовании для архитекторов. В обсуждении приняли участие доцент кафедры архитектуры СибГИУ Елена Благиных, CEO компании «Культура потребления» Дария Женихова,исполняющий обязанности директора Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета, преподаватель направлений «Дизайн архитектурной среды» и «Архитектурное проектирование»Евгений Зыков, директор архитектурной школы МАРШ, преподаватель модуля «Профессиональная практика», профессор Международной академии архитектуры Никита Токарев, руководитель Всероссийского урбанистического хакатона «Города», начальник отдела регионального развития Роскультцентра Ольга Шубникова. Модератором встречи выступила старший преподаватель МАРХИ, руководитель Совета молодежи Союза архитекторов России  Анастасия Успенская.

Сегодня все чаще открываются новые возможности для студентов и начинающих архитекторов, появляются программы грантов и форумов, специализированные платформы и воркшопы, свои системные проекты в этой области представляют Министерство культуры и Министерство строительства, вузы и общественные организации.

В ходе обсуждения представители образовательных проектов в области архитектуры (архитектурных школ, лабораторий и урбанистических хакатонов) поделились подходами к проектированию программ и взглядом на современное состояние профессии архитектора.

Платформа «Экосистема Города»

Руководитель Всероссийского урбанистического хакатона «Города» и начальник отдела регионального развития Роскультцентра Ольга Шубникова заметила, что сегодня сфера «архитектура и урбанистика» может считаться одной из самых бурно развивающихся креативных индустрий. Логично, что вопрос развития дополнительного образования архитекторов становится крайне актуальным, и новый проект «Экосистема Города» отвечает на запросы сегодняшнего дня как со стороны молодых архитекторов, так и со стороны регионов.

«В этом году при поддержке Президентского фонда культурных инициатив мы реализовываем новый проект – всероссийскую платформу развития территорий «Экосистема города». На этой платформе мы проводим конкурс среди молодых архитекторов от 18 до 35 лет, которым будет доступен бесплатный образовательный курс. По итогу которого экспертным жюри отбирается 50 молодых специалистов, которые вооружившись полученными системными знаниями разработают проекты благоустройства для 5 регионов. Проекты победителей будут реализованы в регионе в течение 5 лет, для этого мы подписываем с регионами соглашения, которые дают гарантию того, что идеи победителей будут действительно воплощены в жизнь», - рассказала Ольга Шубникова.

«Прямо сейчас на сайте «Экосистема Города» можно подать заявку на участие, - заметила CEO компании «Культура потребления» Дария Женихова. Проект будет охватывать несколько регионов, это очень масштабная история. Речь идет не только об архитектуре, а о социокультурном программировании. Разрабатывая городскую среду, архитектор создает новые сценарии поведения, жизни, досуга людей. И конечно, здесь очень важна образовательная составляющая. Ведь у всех участников конкурса – свой опыт и уровень, поэтому платформа «Экосистема Города» организует занятия, лекции и воркшопы, которые подготовят молодых специалистов к созданию своих проектов».

Урбанистический хакатон «Города»

Одной из возможностей прокачать свои навыки и расширить свои компетенции для молодых архитекторов является участие в урбанистическом хакатоне.

«Молодые специалисты за 3 дня разрабатывают архитектурные решения и презентуют концепции проектов представителям регионов. Это уникальные практики питчинга и взаимодействия молодежи с органами власти», – поделилась руководитель Всероссийского урбанистического хакатона «Города» Ольга Шубникова.

Проектная деятельность на базе вузов

Часто для студентов первым полем профессиональной деятельности становятся стены родного вуза. Доцент кафедры архитектуры СибГИУ Елена Благиных рассказала о нескольких проектах, реализованных студентами: «Проекты создаются в рамках архитектурных мастерских, и потом мы берем их на реализацию. Таких примеров было множество: мы обновили дизайн поточных аудиторий, трансформировали холлы университета и так далее. К сожалению, на уровне города наши идеи принимаются, но реализация отдается более опытным архитекторам».

Проектные семинары

Исполняющий обязанности директора Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета, преподаватель направлений «Дизайн архитектурной среды» и «Архитектурное проектирование» Евгений Зыков поделился положительным опытом проведенного эксперимента – разработки и последующей реализации проектов по итогам проектных семинаров. Команда семинара включала в себя одного начинающего архитектора, одного – опытного практика и двух специалистов смежных дисциплин.

Работа проходила в режиме хакатона, задача была весьма конкретной: надо было предложить план благоустройства набережной реки Енисей. В сжатые сроки командой было предложено несколько идей, была выбрана лучшая, и по итогу из участников семинара сформировали проектную команду.

«Проект был высоко оценен и получил «Серебро» на фестивале «Зодчество», - рассказывает Евгений Зыков. – Я считаю, что включение молодежи в такие проекты – это достаточно рискованный, но необходимый шаг. У нас было около 25% молодых архитекторов, которые участвовали на всех этапах работы: от разработки идеи до ее реализации. Дело в том, что воплотить идею или концепцию в жизнь – это именно та практика, которой так не хватает современным студентам».

Программы дополнительного образования

За время пандемии образовательная сфера сделала гигантский скачок в сфере развития дистанционных форм обучения. Это позволило регионам активнее участвовать в программах дополнительного образования, которые стали комбинировать онлайн-воркшопы по теоретическим темам и очные практические сессии.

Директор архитектурной школы МАРШ, преподаватель модуля «Профессиональная практика», профессор Международной академии архитектуры Никита Токарев рассказал о программах, которые реализовываются сегодня: «Весной 2021 мы провели воркшоп в Якутии. Пять команд работали над заявками на конкурс для малых городов и исторических поселений, который проводило Министерство строительства. Мы со своей стороны поддержали участников консультациями, и два проекта получили грант и финансирование, чему мы очень рады. Также у нас есть интенсивные курсы «Интенсив Про», которые проходят в смешанном формате очных и заочных сессий».

Рассуждая о путях развития дополнительного образования для современных архитекторов, Никита Токарев выделил несколько направлений, по которым они закрывают существующие проблемы в фундаментальном высшем образовании:

  • Коллективная работа и междисциплинарное взаимодействие.      Студент-архитектор сидит один-на-один со своими идеями, в реальности же он      должен вести постоянный диалог с целым рядом специалистов, задействованных      в проекте.
  • Софт скиллз и мета-навыки: чтение, письмо, презентации, умение      вести дискуссии. Архитектору надо обязательно развивать эмпатию, ведь мы      работаем не только с камнями и травой, мы создаем определенную атмосферу.
  • Исследование и аналитическая работа. Бриф заказчика – это не еще не      все. Архитектор должен обязательно уметь сочетать исследовательскую      деятельность с практикой.
  • Эти задачи сегодня успешно решаются в различных форматах дополнительного образования студентов-архитекторов: в рамках семинаров, воркшопов, конкурсов, хакатонов и проекта «Экосистема Города».